Локализация и ликвидация последствий разгерметизации нефтесборного коллектора от УПШ скв.24р до УПШ ДНС-5 на Харьягинском нефтяном месторождении ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» в 2021 г.

В течение летнего периода 2021 г. профессиональное аварийное спасательное формирование ООО СПАСФ «Природа» принимало участие в ликвидации последствий разгерметизации нефтесборного коллектора от УПШ скв.24р до УПШ ДНС-5 на Харьягинском нефтяном месторождении ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» совместно с нештатными аварийно-спасательными формированиями ООО «ЛУКОЙЛ-Коми. Все основные работы проводились на реке Колва, а также на акватории рек Уса и Печора.

Условно выполнение работ по ликвидации аварии можно разделить на 3 хронологических этапа:

  • Этап 1 - Ликвидация последствий аварийного разлива нефти в период ледохода с 11 по 15 мая 2021 г.
  • Этап 2 - Ликвидация последствий аварийного разлива нефти в паводковый период (высокого уровня воды на реках Колва, Уса, Печора) с 16 по 30 мая 2021 г.
  • Этап 3 - Ликвидация последствий аварийного разлива нефти в после паводковый период с 31 мая 2021 г. по 31 октября 2021 г.

Основные цели, поставленные объединенным штабом на первом этапе ликвидации аварии:

  1. Прекращение утечки на месте разгерметизации нефтепровода.
  2. Локализация места утечки с целью прекращения поступления нефти в водный объект – р. Колва.
  3. Локализация и удаление нефтяных загрязнений, присутствующих в движущейся массе льда.

Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:

В районе попадания нефти в р. Колва:

  1. Направление к месту отказа аварийной бригады для прекращения утечки с места аварии.
  2. Направление к месту отказа необходимой тяжелой техники для локализация места отказа путем сооружения обвалования.
  3. Направление двух транспортных речных барж грузоподъемностью 200 тн. с катерами с необходимым комплектом боновых заграждений, оборудования и материалов для локализации и сбора нефти с водной поверхности в месте попадания нефти в р. Колва.

В районе 1-го моста через р. Колва, с. Колва и других участках:

  1. Установка управляемых локализационных боновых заграждений в районе 1-го моста через р. Колва.
  2. Установка боновых ловушек из транспортных речных барж грузоподъемностью 200 тн., мобилизация транспортных речных барж грузоподъемностью 200 тн. в количестве 5 ед. с катерами буксировщиками в количестве 3 ед. для установки двух боновых ловушек из транспортных барж в районе 1-го моста через р. Колва и с. Колва.
  3. Направление загрязненных нефтью льдин при помощи буксирных катеров и аэролодок в сооруженные ловушки в районе с. Колва и 1-го моста через р. Колва.
  4. Сбор и удаление загрязненных нефтью льдин, попавших в ловушки при помощи экскаваторов и самосвалов.
  5. Удаление нефтяного загрязнения с поверхности воды с русла реки в условиях ледохода с использованием моторных лодок и аэролодки.
  6. Обработка плывущей по реке Колва нефтяной пленки сорбентом с 4-го, 3-го и 1-го моста через р. Колва.

Работы в районе 1-го моста через р. Колва

Работы в районе 1-го моста через р. Колва Работы в районе 1-го моста через р. Колва

Работы в районе 1-го моста через р. Колва

Работа управляемых боновых заграждений в районе 1-го моста через р. Колва Работа управляемых боновых заграждений в районе 1-го моста через р. Колва

Работа управляемых боновых заграждений в районе 1-го моста через р. Колва
 

Итоги выполнения работ на 1-ом этапе:

  1. Произведены работы по локализации и удалению загрязненного льда с вывозом в места утилизации на полигон шламонакопитель КЦДНГ-2 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» Усинского месторождения в количестве 570 м. куб.
  2. Произведены работы по сбору нефтяного загрязнения с поверхности воды в период ледохода с использованием моторных лодок и аэролодок в количестве 73,8 м.куб.

После прохождения ледохода и выполнения 1-го этапа работ было проведено обследование загрязненных в результате аварии берегов рек Колва, Уса и Печора с целью корректировки оперативного плана работ.

В процессе обследования решались следующие задачи:

  1. Проведение разведывательных изысканий по определению масштабов загрязнения берегов рек Колва, Уса и Печора на протяжении более 350 км.
  2. Проведение разделения береговой полосы, подвергшейся нефтяному загрязнению на участки работ.
  3. Принятие определенной технологии очистки применительно к каждому участку работ с определением критериев очистки.
  4. Составление карты загрязнения береговой полосы и составление схемы загрязнения береговой полосы по каждому участку.

Результатом обследования стали следующие итоги:

  1. Берега р. Колва от места попадания нефти в р. Колва до устья на протяжении 204 км частично загрязнены. Подвижные остатки нефти находятся в природных ловушках (заводи, затопленные кусты) в виде сгустков нефти сорбированных плавнями.
  2. На всем протяжении р. Колва от места попадания нефти в р. Колва до устья на поверхности р. Колва наблюдаются признаки наличия нефти в виде матовой бесцветной пленки.
  3. Выявлены незначительные загрязнения прибрежной береговой полосы в виде сгустков нефти сорбированных плавнями на р. Уса в районе правой стороны о. Дибож и на протяжении 600 м на правом берегу р. Уса ниже по течению устья р. Колва.
  4. Поступление жалоб от населения, проживающего в населенных пунктах на р. Печора ниже по течению устья р. Уса – с. Шельябож, д. Захарвань и с. Мутный Материк.
  5. Выявление значительных загрязнений прибрежной береговой полосы в районе с. Колва выше и ниже по течению реки.

Результатом обследования явилось создание карты загрязнений с указанием участков загрязнения:

  • Участок № 1 - Место отказа на дюкерном переходе (место попадания нефти в р. Колва).
  • Участок № 2 - От места попадания нефти в р. Колва до 4-го моста р. Колва, протяженностью 25 км, частичное загрязнение прибрежной береговой полосы.
  • Участок № 3 - От 4-го моста до 3-го моста р. Колва, протяженностью 40 км, частичное загрязнение прибрежной береговой полосы.
  • Участок № 4 - От 3-го моста до 2-го моста р. Колва, протяженностью 69 км, частичное загрязнение прибрежной береговой полосы.
  • Участок № 5 - От 2-го моста до 1-го моста р. Колва, протяженностью 30 км, частичное загрязнение прибрежной береговой полосы.
  • Участок № 6 - От 1-го моста р. Колва до с. Колва, протяженностью 32 км, частичное загрязнение прибрежной береговой полосы.
  • Участок № 7 - От с. Колва до устья р. Колва, протяженностью 6 км, частичное загрязнение прибрежной береговой полосы.
  • Участок №8 - От устья р. Колва до устья р. Уса, на расстоянии 19 км, обнаружено 2 участка загрязнения прибрежной береговой полосы протяженностью 1 км и 600 м.
  • Участок №9 - Район д. Кушшор на р. Печора обнаружено небольшое загрязнение прибрежной береговой полосы

На каждом из участков присутствует отдельные фрагменты нефтяного загрязнения в виде нефтяных плавней локализованных растительностью (кустами) на водной поверхности в прибрежной полосе.

По результатам обследования и проведенной оценки рисков объединенный штаб принял следующую стратегию действий и постановку следующих приоритетных целей на 2-ом этапе работ в условиях паводкового периода:

Цель №1 – Направление основной части сил и средств на очистку береговой полосы на р. Колва в районе с. Колва для защиты населения от негативного воздействия загрязненных берегов.

Цель №2 – Продолжение работ по очистке прибрежной полосы путем сбора мобильных концентраций нефти с поверхности воды.

Для достижения цели №1 на 2-ом этапе решались следующие задачи:

  1. Проведение работ по зачистке береговой полосы от остатков нефти в районе с. Колва и мест, которые используются местным населением под пастбища.
  2. Развертывание боновых заграждений в районе с. Колва, в количестве 2000 м для предотвращения попадания мобильных концентраций нефти с загрязненных участков, находящихся выше по течению реки.
  3. Для организации работ по зачистке в районе с. Колва, развертывание полевого лагеря спасателей ниже с. Колва, подготовка временных площадок для складирования собранных нефтяных шламов. Направление необходимых сил и средств в количестве 120 чел., 3 катеров с 5 баржами с размещенными на них емкостями для сбора нефтяных отходов и 15 моторных лодок.
  4. Развертывание боновых заграждений на р. Уса в количестве 2 рубежей общей длинной 400 м для защиты с. Усть-Уса от возможной миграции нефтяного загрязнения.
  5. Развертывание превентивных боновых заграждений на р. Печора перед населенными пунктами: с. Усть-Уса, с. Шельябож, д. Захарвань, с. Мутный Материк.
  6. Выдвижение мобильной бригады в составе транспортной речной баржи грузоподъемностью 200 тн с необходимым количеством оборудования для производства очистных работ на р. Уса в районе о. Дибож и в районе устья р. Колва.

Для достижения цели №2 на 2-ом этапе решались следующие задачи:

  1. Продолжение работ по локализации и удалению мобильных концентраций нефти с участка рельефа, подвергшегося нефтяному загрязнению, с целью недопущения их попадания в р. Колва в месте попадания нефти в р. Колва.
  2. Развертывание многоуровневой системы локализационных сооружений в районе отказа в количестве 450 м.
  3. Содержание управляемых боновых заграждений в районе 1-го моста через р. Колва, обеспечивающих локализацию и сбор плывущей пленки нефти по всей ширине с целью предотвращения миграции нефти с верхних загрязненных берегов ниже по течению.
  4. Развертывание локализационных сооружений в районе 4-го моста через р. Колва в количестве 300 м с обеспечением прохода судов.
  5. Продолжение обработки сорбентом нефтяной пленки с 4-го, 3-го и 1-го моста через р. Колва

Для решения основной цели защиты населения от негативного воздействия нефтезагрязненных берегов и удаления нефти с водного объекта у с. Колва было принято решение реализовать следующую технологию использования мобильных моторных лодок с персоналом из 2 человек с инструментом для сбора вручную загрязненных нефтью плавней, находящихся в прибрежной полосе р. Колва на поверхности воды с последующим вывозом в места временного складирования для последующей транспортировки к местам утилизации и обезвреживания. Для реализации этой технологии были мобилизованы все имеющиеся моторные лодки, транспортные баржи с контейнерами и катера для передвижения мобильных барж по мере очистки. Было привлечено местное население с моторными лодками для сбора вручную загрязненных нефтью плавней, находящейся в прибрежной полосе р. Колва на поверхности воды.

Схема участка работ в районе с. Колва на 2-ом этапе работ

Схема участка работ в районе с. Колва на 2-ом этапе работ

Локализационные боновые заграждения в районе с. Колва Локализационные боновые заграждения в районе с. Колва Локализационные боновые заграждения в районе с. Колва Локализационные боновые заграждения в районе с. Колва

Локализационные боновые заграждения в районе с. Колва

Работы в районе с. Колва Работы в районе с. Колва

Работы в районе с. Колва

Работы в районе с. Колва с привлечением местного населения Работы в районе с. Колва с привлечением местного населения Работы в районе с. Колва с привлечением местного населения Работы в районе с. Колва с привлечением местного населения

Работы в районе с. Колва с привлечением местного населения

Установка превентивных боновых заграждений в с. Усть-Уса, Шельябож, Захарвань, Мутный Материк Установка превентивных боновых заграждений в с. Усть-Уса, Шельябож, Захарвань, Мутный Материк Установка превентивных боновых заграждений в с. Усть-Уса, Шельябож, Захарвань, Мутный Материк Установка превентивных боновых заграждений в с. Усть-Уса, Шельябож, Захарвань, Мутный Материк Установка превентивных боновых заграждений в с. Усть-Уса, Шельябож, Захарвань, Мутный Материк Установка превентивных боновых заграждений в с. Усть-Уса, Шельябож, Захарвань, Мутный Материк Установка превентивных боновых заграждений в с. Усть-Уса, Шельябож, Захарвань, Мутный Материк Установка превентивных боновых заграждений в с. Усть-Уса, Шельябож, Захарвань, Мутный Материк

Установка превентивных боновых заграждений в с. Усть-Уса, Шельябож, Захарвань, Мутный Материк

Работы в районе места попадания нефти в реку Колва Работы в районе места попадания нефти в реку Колва

Работы в районе места попадания нефти в реку Колва

Схема участка смыва в районе попадания нефти в р. Колва на 2-ом этапе работ

Схема участка смыва в районе попадания нефти в р. Колва на 2-ом этапе работ

Работы в районе 4-го моста через р. Колва Работы в районе 4-го моста через р. Колва Работы в районе 4-го моста через р. Колва Работы в районе 4-го моста через р. Колва

Работы в районе 4-го моста через р. Колва

Локализация и удаление нефтяной пленки с поверхности р. Колва с использованием управляемых боновых заграждений в районе 1-го моста через р. Колва Локализация и удаление нефтяной пленки с поверхности р. Колва с использованием управляемых боновых заграждений в районе 1-го моста через р. Колва

Локализация и удаление нефтяной пленки с поверхности р. Колва с использованием управляемых боновых заграждений в районе 1-го моста через р. Колва
 

Результатом проведения работ по 2-му этапу стали следующие итоги:

  1. Удаление нефтяных загрязнений на р. Уса в полном объеме.
  2. Удаление нефтяных загрязнений в районе с. Кушшор на р. Печора.
  3. Удаление нефтяных загрязнений на прибрежной полосе р. Колва в районе с. Колва на протяжении 6 км.
  4. Удаление мобильных концентраций нефти с использованием технологии промывки в районе попадания нефти в р. Колва на площади 12,7 га.
  5. Отсутствие признаков нефтяной пленки на р. Колва на всей протяженности от места попадания нефти в реку до устья.
  6. Обеспечение мероприятий по предупреждению возможных загрязнений р. Колва путем содержания управляемых боновых заграждений в районе 4-го, 1-го моста через р. Колва и районе с. Колва.

После паводкового периода и выполнения 2-го этапа работ было проведено обследование загрязненных в результате аварии берегов рек Колва, Уса и Печора с целью корректировки плана работ.

В процессе обследования решались следующие задачи:

  • Проведение уточнения участков загрязнения и занесения результатов на карту загрязнения.
  • Определение и принятие решения о выборе технологии очистки участков загрязнения береговой полосы.
  • Расчет необходимого количества бригад и их распределение по участкам очистки береговой полосы.
  • Расчет средств для исполнения намеченных целей.

Результатом обследования стали следующие итоги:

  1. Водная поверхность р. Колва на всем протяжении обследования 204 км без признаков нефтяного загрязнения.
  2. В связи со значительным понижением уровня воды осталась частично загрязнена береговая полоса русла р. Колва. Загрязненные нефтью органические остатки плавни находятся на береговой линии на расстоянии от 3 до 10 метров от уровня уреза воды.
  3. Предложено решение по зачистке берегов с использованием шанцевого инструмента (грабли, совковые лопаты) с последующей загрузкой в 100 литровые полубочки и транспортировкой в организованные места сбора нефтяных отходов (транспортная баржа, места подъезда к р. Колва).

По результатам обследования, учитывая результаты окончания работ по 2-му этапу объединенный штаб поставил следующую цель на 3-ем этапе проведения работ в условиях после паводкового периода:

Проведение окончательной зачистки нефтяных загрязнений береговой полосы р. Колва.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Продолжение содержания боновых заграждений перед с. Колва и с. Усть-Уса.
  2. Продолжение содержания локализационных боновых заграждений в районе 1-го и 4-го моста через р. Колва.
  3. Распределение бригад равномерно по всем участкам, требующим очистки.
  4. Проведение ручной зачистки береговой полосы с последующей транспортировкой на моторных лодках собранных нефтяных отходов к местам временного складирования в транспортные баржи.
  5. Организация в местах подъезда к р. Колва временных стационарных мест проведения работ по зачистке береговой полосы.

Работы в районе от места попадания нефти в реку до 4-го моста через р. Колва Работы в районе от места попадания нефти в реку до 4-го моста через р. Колва Работы в районе от места попадания нефти в реку до 4-го моста через р. Колва Работы в районе от места попадания нефти в реку до 4-го моста через р. Колва

Работы в районе от места попадания нефти в реку до 4-го моста через р. Колва

Работы в районе между 4-ым и 3-им мостом через р. Колва Работы в районе между 4-ым и 3-им мостом через р. Колва

Работы в районе между 4-ым и 3-им мостом через р. Колва

Работы в районе между 3-им и 2-ым мостом через р. Колва Работы в районе между 3-им и 2-ым мостом через р. Колва

Работы в районе между 3-им и 2-ым мостом через р. Колва

Схема утилизации собранных нефтяных шламов

Схема утилизации собранных нефтяных шламов

Схема транспортировки собранных нефтяных шламов

Схема транспортировки собранных нефтяных шламов
 

В результате проведения работ все поставленные цели и задачи на каждом из этапов были успешно реализованы. 31 октября 2021 г. работы были завершены. Республиканской комиссией по приемке нарушенных земель очищенные участки берегов рек Колва, Уса и Печора были приняты без замечаний.

Участок в районе места попадания нефти в р. Колва после завершения работ Участок в районе места попадания нефти в р. Колва после завершения работ Участок в районе места попадания нефти в р. Колва после завершения работ

Участок в районе места попадания нефти в р. Колва после завершения работ

Результаты работ по очистке участков Результаты работ по очистке участков Результаты работ по очистке участков Результаты работ по очистке участков

Результаты работ по очистке участков